МОУ "Гимназия "Авиатор"
г.Саратов
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

         Составляющие функциональной грамотности:

          — Читательская грамотность

          — Естественнонаучная грамотность

          — Математическая грамотность

          — Финансовая грамотность

          — Креативное мышление

          — Глобальные компетенции

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)

    Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Виды функциональной грамотности

    Читательская грамотность

    способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

    Естественнонаучная грамотность​ способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
    Математическая грамотность​

    способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

    Финансовая грамотность​ совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
    Креативное мышление

    способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

    Учебным планом МОУ "Гимназия "Авиатор" предусмотрено:

    - обучение основам финансовой грамотности:

    со 2 по 4 класс учащиеся осваивают основные экономические термины, изучают историю и роль денег в семейной жизни в рамках внеурочной деятельности на кружке «Азбука финансовой грамотности»;
    учащиеся 5-6 классов развивают экономический образ мышления, ответственность и нравственное поведение в области финансовых отношений в семье и обществе на уроках «Финансовая грамотность».

    - обучение читательской грамотности

    учащиеся 5-6 классы развивают читательскую грамотность в рамках внеурочной деятельности
    - на занятиях кружка по английскому языку «Пишем грамотно»,

    - на занятиях кружка по литературе «Читательская грамотность»

    учащиеся 5-6 классы учатся  мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах на занятиях кружка  математической грамотности в рамках внеурочной деятельности

    Ссылки на банк заданий

    Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) - сайт "ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской Академии образования";

    Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы) - сайт "ФГБНУ  Федеральный институт педагогических измерений";

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности - сайт "Российская электронная школа";

    Задания на формирование функциональной грамотности для учеников 1–9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA  - сайт "ПРОСВЕЩЕНИЕ";

    Лаборатория функциональной грамотности - сайт  "Корпорация "Российский учебник"

    В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

    1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

    Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

    2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

    3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

    4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

    5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

    6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

    7. Издательство «Просвещение»

    8. Банк тестов

    9. Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник

    10. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

    Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

    Электронный банк заданий по финансовой грамотности

    Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

    Электронный банк заданий по читательской грамотности 

    Электронный банк заданий по математической грамотности 

    Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности 

    Электронный банк заданий по глобальным компетенциям 

    Электронный банк заданий по креативному мышлению

    Примеры заданий по математической грамотности

    Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

    Нормативно-правовые акты

    Федеральные нормативные документы

    Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

    Приказ Министерства Просвещения «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»

    Письмо Министерства Просвещения «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства Просвещения «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 г. N 1684/694/1377 "Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях"

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 12 сентября 2019 года N ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся».

    Письмо Министерства Просвещения РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний. Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

    Региональные нормативные документы

    Приказ Министерства образования Саратовской области от 16.07.2021 № 1195

    Приказ от 21.09.2021 № 1611 "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ОО Саратовской области, на 2021/2022 учебный год"

    Приказ министерства образования области от 19.09.2023 № 1641 Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области,
    на 2023/2024учебный год

    Муниципальные нормативные документы

    Приказ Комитета по образованию г. Саратова № 719 от 18.10.2023 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся»

    Школьные нормативные документы

    Приказ  «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся»

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie